Наши услуги
»  Постоянное юридическое обслуживание предприятий и индивидуальных предпринимателей
»  Банкротство юридических и физических лиц
»  Интеллектуальная собственность
»  Представительство в арбитражных судах, судах общей юрисдикции
»  Сертификация ИСО, вступление в СРО
»  Взыскание долгов, работа с дебиторской задолженностью
»  Регистрация и перерегистрация
»  Юридическим фирмам, юристам
»  Услуги для граждан (трудовые, жилищные споры)
»  Консультации по правовым вопросам


Оспаривание в суде стоимости арестованной недвижимости

Апрель 2015. Вынесено решение суда об оспаривании стоимости арестованного приставами недвижимого имущества.
Пристав наложил арест на недвижимое имущество должника - здание и земельный участок.
В ходе исполнительного производства была проведена оценка арестованной недвижимости и вынесено Постановление о принятии результатов оценки
Однако указанная в Постановлении стоимость арестованного имущества оказалась существенно занижена по сравнению с его реальной рыночной ценой.
При продаже арестованного имущества с торгов по такой стоимости должник лишился бы недвижимости, но не закрыл бы свои долги.
Учитывая наш опыт в подобного рода делах, должник обратился в Бюро Юристы Иркутска за оспариванием такой оценки в судебном порядке.
В результате рассмотрения дела в суде, оценка стоимости арестованной недвижимости выросла с нашей помощью более чем в два раза (с 4,5 до 11 млн. руб.)

При подготовке к судебному заседанию юристы Бюро изучили Отчет об оценке арестованного имущества, который был подготовлен по заданию службы судебных приставов-исполнителей. В Отчете были обнаружены нарушения законодательства и стандартов оценки, которые допустил оценщик. На все эти нарушения нами было указано в представленных суду документах.
В такой ситуации суд назначил судебную оценочную экспертизу.
Согласно статье 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. В силу статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебным приставом-исполнителем должны быть приняты все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Исходя из положений статьи 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве» оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения недвижимого имущества должника привлечь оценщика для оценки вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей. Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества.
Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
При этом, порядок проведения оценки, установления рыночной стоимости объектов и общие требования к содержанию отчета об оценке установлены Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральными стандартами оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 13 Федерального закона «Об оценочной деятельности» в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты,

Результаты проведенной судом по инициативе наших юристов оценочной экспертизы полностью соответствовали требованиям закона. При этом стоимость здания и земельного участка выросла более чем в два раза по сравнению с оценкой судебного пристава-исполнителя.
Заключение экспертизы было принято судом в качестве доказательства по делу, оценено с учетом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с иными имеющимися доказательствами, поскольку заключение выполнено компетентным специалистом, заключение эксперта является мотивированным, обоснованным, оценка имущества произведена в соответствии со стандартами оценки, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Доказательств, опровергающих данное заключение, в материалы дела не представлено.
С учетом заключения экспертизы, суд не принял в качестве доказательства рыночной стоимости спорного арестованного имущества выводы, содержащиеся в отчете, сделанном по заданию судебного пристава – исполнителя, поскольку оценка имущества, содержащаяся в указанном отчете, утвержденная постановлением судебного пристава-исполнителя, является заниженной и не соответствует рыночной стоимости объектов недвижимости, что нарушает права заявителя в исполнительном производстве на соответствующую действительности оценку подлежащего реализации имущества.
Принятие рыночной стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком в рамках исполнительного производства, может повлечь нарушение прав и законных интересов должника, поэтому заявленные требования о признании недействительными результатов оценки суд нашел обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В связи с тем, что установлено, что принятая судебным приставом-исполнителем оценка
рыночной стоимости недвижимого имущества, изложенная в отчете ниже рыночной стоимости, суд указал, что судебное решение о признании результатов оценки недействительными, является основанием для принятия судебным приставом-исполнителем решения об отмене постановления о принятии результатов оценки и принятия решения об определении его стоимости в установленном решением суда размере.
Суд обязал приставов принять оценку арестованной недвижимости, установленную в решении суда.